Популярная пропагандистская агитка отечественных оппозиционеров гласит – в России ничего не производится, не строится, эксплуатируем на последнем издыхании и латаем кое-как остатки советской индустрии и ее творения. Если же что-то и возьмутся сделать, вроде "русского айфона", то потратят астрономические суммы, раз за разом будут срывать сроки, а в итоге представят плохонькую копию дешевого китайского смартфона.
Именно поэтому свежая новость о том, что прекращенное в 2008 году производство сверхзвуковых ракетоносцев Ту-160 "Белый лебедь" возобновлено, и возобновлено с опережением графика, и возобновлено уже новой модернизированной версии Ту-160М2, блогосфера предпочла проигнорировать. Ведь это знаковое событие не вписывается в ту картину мира, которую она как шарманка транслирует российскому обществу.
Процитирую сайт Life от 25 января: "В ноябре прошлого года вице-премьер Дмитрий Рогозин докладывал Владимиру Путину о выкатке из цеха Ту-160М2 и о том, что на начало 2018-го запланированы его испытательные полёты. "Первый полёт самолета Ту-160М2, который сегодня вышел из цеха, мы планируем провести в феврале следующего года", – доложил Рогозин президенту… Рогозин обещание, данное президенту, выполнил даже с опережением срока».
Казанский авиастроительный завод сразу же получил заказ на 10 бомбардировщиков Ту-160М2 (по цене 15 млрд рублей за каждый), который загрузит его до 2027 года.
Life отмечает: "Главные изменения новой версии "Лебедя" – внутри самолёта. Более 60 процентов систем и оборудования бомбардировщика – новые. В их числе "стеклянная" кабина экипажа, в которой вместо аналоговых приборов будут стоять жидкокристаллические панели. На них будет выводиться вся нужная информация. Также появятся новые вычислительные комплексы повышенной производительности и система радиоэлектронного подавления.
Самолёт получит новый двигатель НК-32 серии 02 производства самарского ПАО "Кузнецов". НК-32 – самый мощный в мире, он позволяет летать самолёту как в атмосфере, так и в стратосфере. Модифицированный НК-32 получит новый газогенератор и цифровую систему управления FADEC. Это обеспечит не только оптимальные режимы его работы, но и существенную экономию топлива. Так что уже сейчас можно предположить, что новый двигатель Ту-160М2 позволит ему иметь большую, чем у предшественника – Ту-160, скорость".
Ту-160 уже продемонстрировал всем миру свои высочайшие боевые качества в Сирии. В условиях жесткого натиска со стороны Запада – это выразительный жест о готовности России к сопротивлению, инвестиции в мирное небо над нашими головами. К уже стоящим на вооружении Военно-Космических Сил России 16 "Белым лебедям" добавится еще 10, причем гораздо более мощных и современных. Но и это еще не все.
Во время поездки в Казань президент Владимир Путин высказался за возобновление и производства легендарного "советского Конкорда", ультразвукового пассажирского лайнера Ту-144, военной версией которого является бомбардировщик Ту-160. По его словам, он нашел бы применение: "Ту-144 почему сошёл с производства – билет должен был соответствовать какому-то среднему заработку в стране. А сейчас ситуация другая. Сейчас крупные компании появились, которые могли бы использовать этот самолет".
"За авиацией будущее, за боевой авиацией, с целью обеспечения обороноспособности страны, и за гражданской авиацией тоже. Но нам, мы сейчас обсуждали, надо подумать и над гражданской версией подобных самолетов. При такой огромной территории, как у нас, из Москвы до Нью-Йорка ненамного дольше лететь, чем до Владивостока. Поэтому уверен, что это будет востребовано", – сказал глава государства рабочим завода.
Россия – огромная страна, на одном краю которой люди уже ложатся спать, когда на другом только просыпаются. Помимо абстрактной часовой разницы, есть и такой аспект – после крушения Советского Союза, системы доступных железнодорожных и авиационных билетов, бесплатного отдыха в разных уголках страны – люди в разных частях страны все меньше ощущают живую связь друг с другом. Например, Калининград ближе (в том числе климатически и экономически) к Польше и Литве, чем к прочей части России, а Приморье и Сахалин – к Японии и Корее. Жители этих регионов больше ездят в соседние страны, чем в "коренную" Россию. Ведь до европейской части России с Дальнего Востока ехать по железной дороге несколько суток, а даже самолетом от 9 до 11 часов.
Еще хуже ситуация на Камчатке, в регионе с 300-тысячным населением, отделенного от прочего мира суровыми горами и бурным океаном. Какая связь с Россией, если билет на самолет в европейскую часть стоит порядка 40 тысяч рублей (в не сезон – 20 тысяч, но именно потому что никто и не летает в это время)? Напомню, что средненачисленная зарплата по стране за прошлый год только достигла тех же 40 тысяч.
Между тем, Камчатка – один из опорных регионов страны, не случайно сюда в 1854 году сразу заявилась одновременно с Крымом и Петербургом английская военная эскадра. Это регион с невероятными природными богатствами и ресурсами, имеющий огромнейший потенциал для туризма. Но все убивают цены на авиабилеты. Но сейчас появились лоукостеры, предлагающие низкие экономичные тарифы. И если они могут предложить такие для полета на новеньких "Боингах-737", возможно, смогут и для Ту-144.
Сверхзвуковые гражданские авиалайнеры смогли бы дать мощный толчок внутреннему туризму, причем в самых разных направлениях. Многие ли из жителей Владивостока, Южно-Сахалинска или Петропавловска-Камчатского бывали за свою жизнь в Москве, Петербурге, Казани и других крупных городах европейской части России? А ведь без живого соприкосновения с жизнью прочей страны невозможно полностью ощутить связь с ней, понять чувство принадлежности к огромному государству, более глобальное и важное, чем низкие цены на потребтовары где-то за ближайшим кордоном.
Так что, мирная версия "Белого лебедя" вполне могла бы, как огромная иголка, "сшить" страну, начавшую ощутимо разваливаться на куски в 1990-е годы и до сих пор до конца не избавившейся от этого синдрома. Не говоря уж о том, чтобы дать мощный импульс для развития российской авиастроительной отрасли.
Александр Казаков, член политсовета партии "РОДИНА", руководитель отделения партии в Истринском районе Московской области